UNTIMELY. Арт-проект композитора Михаила Чекалина

Композитор, музыкант, продюсер, художник Михаил Чекалин родился в мае 1959 года в Москве. Занимается композицией с 1973 года, является автором симфонической и камерной музыки, музыки для театра, кино, балета. «К такой музыке, возможно, пришли бы Шостакович и Айвз, если бы они дожили, чтобы получить в распоряжение оркестр, несколько сэмплеров и компьютер» (Стив Хиджиди, Zoltan’s Progressive Rock WebPage2002 США). Журналист Archie Patterson ("Eurock Distribution") писал о Михаиле: «На протяжении своего творческого пути Чекалин создал 30 с лишним произведений, охватывающий звуковой спектр от пост-попа до фри-джаза, электронной и пост-симфонической музыки. Я был ошеломлен духом и высоким творческим уровнем, воплощенным целокупностью его творчества».

Статья А. Флорковской


Проект «UNTIMELY», представленный в галерее  «Винсент» по сути,  отменяет привычные и по сей день границы   между языками   творческого высказывания – звуком, цветом, движением, словом.  Эти языки служат выражению смыслов, трансцендентных искусству, но есть жесткая неизбежность в том, что ключевые  смыслы могут проявиться, обрети собственное существование только в языках искусства.  

Творческий язык  Чекалина поли-инструментален. Открытие выставки  началось  исполнением  фрагментов монооперы композитора «Что есть По…» на стихи обэриутов, сопровождавшимся слайд-шоу светографики композитора начала 1980-х годов.  Звучание голоса  актрисы Н.Власовой сливался со стихией поэтической речи и напряженным музыкальным ритмом, со сложными свето-цветовыми и линейными конструкциями светографики. 

Чекалин  - композитор, последовательно работающий в области электронной музыки,  и  поли-инструментализм  коренится в самой структуре  его творческого мышления, сложившегося  в годы, которые можно было бы назвать  новой эпохой синтеза искусств, 1970-е-1980е. Его поли-инструментализм, во-первых музыкальный, связанный с возможностями синтезатора,  во вторых, его поли-инструментализм  тотальный.       

Музыка – наиболее абстрактный  вид искусства в смысле претворенности и очищенности образов, но вероятно, композитора не устраивает присущая музыке абстрактность,  он ищет дополнить ее визуальными возможностями, света и движения, объединение которых позволяет создать активное и  насыщенное пространство-среду. Она получила в музыкальной среде название эмбиент. Чекалин в нашей стране был пионером эмбиента еще в 1970-е годы. Занимаясь живописью и графикой «для себя», но достаточно серьезно, Чекалин был одним из создателей группы  АКВИО - студии акустических и визуальных образов.  Светомузыкальные шоу студии являлись сопряжением в пространстве света и беспредметной формы, своего рода «пространственной живописью», одной из составляющих которой были и собственные графические и живописные работы композитора. Впрочем, долгое время  они оставались в тени музыкальных сочинений Чекалина.

В галерее «Винсент»  живопись и графика  экспонировались   впервые. Лишь  немногое и раньше становились  достоянием публики: Чекалин оформлял с их помощью   свои музыкальные диски.     

В галерее   работы представлены в виде полихромных принтов.   Интересно сравнить  их с музыкальными произведениями Чекалина, хотя такие  сравнения, возможно, не совсем корректны.  Но там, где композитор обращается к визуальным образам, они обогащаются спецификой его музыкального мышления. В графике он предпочитает активное цветовое пятно, экспрессивную, но твердую и ясно очерченную линию. Его образы, а это по-преимуществу образы человека: автопортреты, ню, многофигурные композиции, обычно запечатлены в сильном движении, подчинены ритмам действующего сверх-личного начала, «рока». Абстрактные работы  напряженно-экспрессивны. Чекалин обычно работает фактурой крупного цветового объема, пастозным мазком, акцентируя след прикосновения и движения руки. Объекты его работ пронизаны энергией витальной силы, рождающей  ощущение восхитительной драмы бытия. Мироощущение автора, запечатленное в напряженных дилеммах  деформированной телесности, сочетает  архаику и модернизм.  Для него важен в изобразительных, как и в музыкальных, работах момент рукотворности,  пульсации, несущих живое  дыхание еще «становящегося»…

Образы и решения  визуальных опытов Чекалина почти также  расточительны, подавляюще   богаты смыслами, темами, мотивами, как и его музыкальные сочинения. В проекте, представленном в галерее,  музыкальное и визуальное наслаиваются, смешиваются в восприятии зрителя, претворяясь в единое аудиовизуальное произведение.