ЦВЕТА ТЕМНОТЫ. ИТАЛИЯ. Неоновая инсталляция Розанны Феррау

    

Неон стал использоваться в современном искусстве в 40-х годах XX века. Впервые неоновым светом загорелась вывеска одной парижской парикмахерской ровно 100 лет назад, однако именно с 40-х гг. десятки художников Европы и Америки стали использовать неон в своих произведениях, исследуя его язык и фактуру, преобразуя "светящуюся материю" в элемент мирового искусства. Его выделяют не только экспрессивность и многообразие вариантов, но и умение сочетать в себе одновременно промышленный и ремесленный аспекты.

Такие великие мастера, как Dan Flavin, Joseph Kosuth, Maurizio Nannucci, Francois Morellet и Bruce Nauman, Mario Merz и Pierpaolo Calzolari, а также Maurizio Cattelan, Tracey Emin, Alfredo Jaar и Jason Rhoades, Tsuneko Taniuchi, Vedovamazzei, Flavio Favelli, Piero Golia и Riccardo Previdi продолжают использовать неон и другие светящиеся элементы для сугубо лингвистического анализа, соединенного с архитектурными и городскими возможностями, а также с точки зрения геометрии, политики и сентиментальности.

Другая важная деталь, которую нельзя упустить из внимания, это то, что многие великие художники, прежде всего Пикассо, заимствовали элементы из популярной культуры, преподнося их с долей пафоса и высокомерия, и никогда больше не раскрывали этих связей из-за страха быть воспринятыми старомодными и несовременными.

Розанна Феррау (Rosanna Ferrau) - первый и единственный в мире мастер, который с одной стороны, использует в искусстве свет так, как например, художник использует кисть и краски, но вместе с тем освещает народную культуру. И именно народное творчество, будучи музой ее работ, гордится быть наследником древнейшей культуры, которую необходимо понять и оценить.

Она подтверждает нам, что искусство всегда современно, что существует тонкая грань между ремесленным искусством и художественным, что современное искусство должно служить раскрытию ценности накопленного наследия, в ее случае - наследия народа Сардинии и их острова.

Аутентичность и новизна - два русла, которые сливаются в единое течение, ведущее искусство к своей цели.

Выставка воплощает непростой симбиоз математики с тайным языком народных традиций. В то же время решение объединить неон - символ индустриального общества - с шерстью, сахаром, гранитом, асфоделиусом и другими типичными элементами сельского хозяйства древних времен демонстрирует авторскую смелость, а также владение старинным ремеслом - стеклодув - о котором, кажется, забыло современное общество.

Она принимает вызов, который другие отвергают или вовсе не задумываются о нем. Так как же связаны наука и народные традиции? Как использовал народ Великанов правило Фибоначчи? Ответ кроется в исследовании, вдохновившем Розанну Феррау.

В мире много открытий и событий, которые остаются загадкой по сей день. Существуют интерпретации, предположения, но ни одно из них не может поручиться в достоверности.

Розанна не вытесняет науку, но привносит в нее свой собственный оригинальный взгляд. Искусство, наполненное значениями в зависимости от выбора материала обработки, от толкования смыслов и правил, аккомпанирует важным научным исследованиям и истории народа. 

Это определенно художник, говорящий на языке хорошо понятном, но идущем впереди своего времени. Только великие мастера могут объединить эти два фактора.

Работы Розанны Феррау обращаются в первую очередь к коллекционерам, которые не гонятся за мимолетной модой, а к просвещенным, передовым ценителям.

ПЬЕТРО ФРАНЕЗИ, директор биеннале в Нью-Йорке и Дубае