Экспрессионист Василий Паршуков. Статья Зубаревой С.А.

Русский экспрессионист Василий Геннадьевич Паршуков родился 2 апреля 1976 года в Ростове-на-Дону. Отец будущего художника был талантливым резчиком по дереву и передавал сыну свой навык, поощряя при этом и его увлечение рисованием. Еще в родном городе юноша посещал художественную школу, где семья молодых художников Лекомцевых организовали архитектурные классы. Этот опыт повлиял на выбор жизненного пути Паршукова, который по окончании школы поступил в Ростовскую государственную академию архитектуры и искусства, а в 2000 году вышел из нее дипломированным специалистом.

Однако интерес к самой живописи у мастера проявился еще в школьные годы, когда он, по его словам, перерисовывал плакаты популярных в то время метал-групп. Параллельно работы молодого человека выставлялись на выставках, а о Паршукове заговорили, как о подающем надежды рисовальщике и живописце. Сам мастер замечает, что обращение собственно к письму маслом произошло под впечатлением от живописной иконы Николая Чудотворца, которая хранилась в семье Паршукова.

Повторное обращение к живописи произошло в 2005 году. Вскоре в 2011 году Василий Паршуков стал членом Союза художников России. Известность пришла к мастеру после четырех выставок в составе Союза, а 2014 год ознаменован международной выставкой, на которой живописец представил свои работы.

Интересно, что Василий Паршуков обращает наше внимание на авторитет классической художественной школы, которая образовалась в Ростове-на-Дону под главенством Студии военных художников имени М.Б. Грекова, где, в частности, работал знаменитый скульптор Е.В. Вучетич. Ведь классический рисунок также остается основой и современного искусства.

Среди альтернативных направлений творчества, берущих свое начало в родном для художника городе, Паршуков выделяет так называемых трансавангардистов. В их число входит арт-группа «Искусство или смерть» - одно из самых ярких художественных объединений времен перестройки. Видным деятелем этого товарищества был русский художник, поэт и музыкант Сергей Тимофеев, который основал ростовскую рок-группу «Пекин Роу-Роу».

В своем творчестве Василий Паршуков объединил воедино противоречивые традиции как классической школы, так и самобытные течения второй половины XX века.

Все же нельзя не отметить и роль живописи Сезанна, отголоски которой Паршуков перенес на свои картины. Но Сезанн – нерушимый авторитет в своей области, поэтому естественно для художника, как и XX, так и XIX века, хотя бы на краткий миг поддаться очарованию сезаннизма.

Конечно, обращаясь к картинам Паршукова, можно провести параллели с европейским искусством, начиная с фовистов и отталкиваясь от Анри Матисса, но Паршуков в своем искусстве не стремиться к их красочной безмятежности.

Наоборот, взяв от фовистов насыщенную и контрастную цветовую гамму, их предпочтение красным пятнам на зеленовато-голубоватом фоне, художник развивается в экспрессионизме, который нацелен скорее не отобразить действительность в ее естественном состоянии, а продемонстрировать зрителям внутреннее состояние самого автора полотен и его видение этого мира.

Так, изучая картину “Омут”, мы можем проследить силу влияния на Паршукова творчества немецкого художника Эрнста Людвига Кирхнера с его сочными цветами, широким мазком и надрывными линиями.

Конечно, можно и рассуждать о технических параллелях с выдающимся экспрессионистом Эрихом Хеккелем, но Паршуков шагнул дальше и шире. В прорисовке лиц на картине “Григорий и семья” заметен опыт Алексея фон Явленского, и в целом метафизическое решение некоторых работ близко по духу удивительной Марианне Веревкиной.

Однако несомненно, что фаворитом Василия Паршукова является знаменитый норвежец Эдвард Мунк. Диссонирующая цветовая гамма, эмоциональная проблематика, необъяснимый страх перед жизненными вопросами отражен на картинах обоих художников. Но Паршуков выбрал для себя иное колористическое решение и более лапидарный живописный язык. И неоспоримым остается, что несмотря на вечные нерешенные вопросы, порой пугающую загадочность земного и горнего мира, художник демонстрирует зрителю свое желание жить и постигать через свое творчество тайны существования.

Источников вдохновения Василий Паршуков считает идею, которая неожиданно возникает в сознании мастера.

“Появляется идея – появляется картина. Картины появляются от Бога, а я их просто зарисовываю. Я так и говорю - картина пришла. А в картине важна композиция и драматургия. Зритель же чувствует – вещь!” – комментирует художник.

 

Зубарева С. А.

 

Все публикации