Экстравагантный авангард художника Риммы Ильиной
Cтатья Григория Гинзбурга - академика Европейской академии естественных наук
(Германия, Ганновер)
На каком уровне возможно общаться с современным искушённым ценителем изобразительного искусства, чтобы не только привлечь его внимание, но и достучаться до эмоционального восприятия художественного образа, который задумал и воплотил автор в своих произведениях? Художник из Латвии Римма Ильина выбирает острый динамичный путь преодоления схематизма устаревших стандартов в традиционном представлении публики о визуальном искусстве и оптическом единстве формы и цвета.

Автор хочет донести свою мысль через оригинальную стилистику художественного высказывания, а для этого нужен интеллектуальный собеседник и даже «сопереживатель» чувственно - визуальных образов и философских обобщений. Перед зрителем картинной галереи Риммы Ильиной возникает задача постижения авторской концепции, творческого метода, который выражен энергичной лепкой форм, лёгкой кистью абрисных силуэтов и бунтарской красочностью цветовой палитры.

Римма Ильина родилась в г. Пярну (Эстония) 12.021952 г. «В моем детстве было много одиночества, но была собака и книги, много книг. Я практически выросла «на библиотеке» - рассказывает Римма - «Мои родители, потеряв одного ребенка, моего старшего брата, очень боялись за меня и буквально ограждали меня стеной от внешнего мира, и было мне нельзя ничего и никуда». Рисовать Римма начала в раннем возрасте и с благодарностью вспоминает занятия в изостудии под руководством великого педагога, поставившего ей руку, она же и многолетняя подруга - Майя Берзиня (известная латышская художница, педагог школы Яниса Розенталя, академика Латвийской академии художеств).Высшее профессиональное образование (1986г.) Римма получила в Москве в Народном Университете Искусств ЗНУИ на оформительском отделении.
С 1977г. и по настоящее время Римма Ильина проживает и работает в городе Даугавпилс (Латвия), состоит в Ассоциации художников Даугавпилсского региона. Её работы находятся в частных коллекциях Эстонии, Латвии, Швеции, Норвегии, США.На формирование её авторского стиля, перехода к авангардной манере изобразительного языка повлияла экстремальная кризисная ситуация.

Римма вспоминает: «В октябре 1996 года со мной произошел несчастный случай, была большая, не совместимая с жизнью потеря крови, я фактически умирала. И не было никакого тоннеля, как об этом пишут, и ангелов тоже не было, не пришли, а пришла моя первая из детства собака и она принесла мне мои детские краски, я очнулась, пришла в себя. Это видение с собакой было настолько реальное, что до сих пор я уверена, она приходила, хотя наука на этот счет утверждает, что подобные случаи всего лишь галлюцинации. Но что-то во мне и в самом деле изменилось с тех пор, я стала другой, иначе стала видеть, понимать жизнь, людей, животных, отошла от реализма. В своих работах я давно уже не копирую натуру, я пишу впечатления».

С 2014 года Римма Ильина принимает активное участие в международных выставках-конкурсах в Европе и России. Участвовала в выставках в Пярну, Тарту, Таллине, Москве, Даугавпилсе, в Риге. Её работы неизменно отмечались самыми высокими наградами и дипломами: на конкурсной выставке «Российская неделя искусств» в Санкт-Петербурге в июле 2014г. в номинации «Портреты в авангардном стиле» - 1 место, в ноябрьской сессии - так же 1 место.

В «Международном конкурсе современного искусства» в Москве в апреле 2015г. работа Риммы Ильиной заняла 1 место в номинации «Авангардный стиль». В конкурсе «Живописный портрет» в мае 2016г. – также 1 место (Москва).

Более 70 работ в жанре портрет в творчестве Риммы Ильиной легли в основу авангардной портретной галереи. Художнику удалось создать всеобъемлющую череду образов своих современников, людей всех возрастов и различных характеров.
В композиционном плане портреты созданы как серия: крупный план моделей, масштабно напоминают фотографии на паспорт, исполнены в единой технике «бумага – акрил» на листах специальной крупнозернистой бумаги 40 х 30см.
Портреты выполнены в графической гротесковой манере, лишены персональной узнаваемости, но в психологическом плане представляют острые типажные характеристики героев «Человеческой комедии»
(О. Бальзак), которые автор сопровождает очень точными и ассоциативными комментариями («Может, вырастут крылья», «Хандра», «Ситуация», «Текущий момент»).
Для полноты эмоционального воздействия портреты часто сопровождаются стихами авторов - символистов начала ХХ века Блека Уильяма, Готфрида Бенна, Георга Тракля, которых принято считать «классиками экспрессионистской лирики», соединившими в своём творчестве многие черты поэзии «серебряного века». Также встречаются современные безымянные стихи с пометкой «взяты из интернета», не нарушающие общий строй душевных исканий и духовного совершенствования. Таким образом, в литературной составляющей портретной галереи Римма Ильина создаёт глубинную философскую драматическую линию поиска места личности во времени, обществе и космосе.

Тем парадоксальнее звучит цветовая составляющая портретной галереи, которая выражена несопоставимыми красочными тонами фантасмагорийных мазков чистого цвета, приводящими наше эмоциональное восприятие к цирковой цветовой гамме в духе масок представлений итальянской комедии «dell'arte». Своеобразие манеры художника заключается в энергии, пронизывающей графический и колористический строй работ Риммы Ильиной. Острая и динамичная деформация силуэта, крупные пятна контрастных тонов выполнены лёгкими беглыми мазками и производят впечатление необузданной декоративности.Художник выстраивает трёхголосный контрапункт, где верхний основной голос - это рисунок-образ, противосложением к нему служит второй голос - самостоятельное цветовое ассоциативное построение, а нижний басовый голос – философское литературное осмысление представленного персонажа, его судьбы, фатума человеческой личности.

Творческий метод Риммы Ильиной приводит нас к расширенному толкованию изобразительной манеры художника, где цвет и рисунок разделились. Цвет утрачивает описательность и становится частью духовного компонента эмоционального воздействия, рисунок приобретает метафорическую формулу передачи информации, а поэзия передаёт тонкую вибрацию символических ощущений.Автор отдаёт предпочтение ярким природным тонам, подчёркивает их локальный характер чёрным контуром, обостряет звучание палитры контрастами цветовых интервенций. Благодаря такому подходу, картины отличаются напряженностью и необычайной экспрессией. Художник приходит к необходимости ломать схематизм восприятия зрителя, доносить мысль через оригинальную форму художественного высказывания.

Обострённая пластичность композиции и активные цветовые пятна свидетельствуют о близости автора к современной авангардной форме изобразительного искусства – фовизму. Римма Ильина продолжает и развивает традиции великих мастеров – основоположников фовизма: Анри Матисса, Мориса де Вламинка, Рауля Дюфи, которые пришли к решению использовать интенсивные тона не для иллюзии правдоподобия, а как средство эмоциональной выразительности.
Увлечение японским искусством и искусством арабского Востока отразилось в эстетике фовизма в особом характере декоративности, плоскостным, а не иллюзорно-трёхмерным развитием пространства. Фовисты считали, что картина не должна быть ни декорацией, ни композицией, ни структурой, а только лишь эмоциональным выражением. Многие из этих характеристик присущи творчеству Риммы Ильиной.

Архитектурные пейзажи автора большей частью связанны с родным городом и крепостью Даугавпилс. Картины имеют цифровые отметки похожие на последние цифры второго тысячелетия, а вместо названия - надпись «Untitled-Scanned-12», что можно читать как «Безымянное сканирование 12». Художник использует нарочитую остроту композиционных решений, отрицает линейную перспективу, упрощает и уплощает объёмы строений до примитивизации контуров геометрических проекций и тем самым подтверждает художественный приём «плоскостного сканирования». И все же, картины дают зрителю оригинальное пространственное восприятие за счёт свободного сопоставления ярких цветовых тонов и фактурных мазков различной глубины внедрения цвета в текстуру холста («Untitled-Scanned-14»). Большое значение имеет кистевая рефлексия чёрного цвета, придающая картинам легкость этюдной зарисовки и даже элемент графического эстампа (картины «№ 14» и №12).

Продолжают тему картины, посвященные психоделическим образам эзотерических представлений о духовной божественности, космическом пространстве, таинстве души и духа. Картины на религиозные темы написаны в округлённых контурах динамики восходящих потоков, соответствующих принятому образу божественного вознесения.В волнообразном движении кисти авторского мазка просматриваются вариативные линии силуэтов церковных куполов с венценосными маковками, которые символизируют огонь сердечного горения верующего человека.

Группа оригинальных пейзажных композиций, в которых цветовое пространство становится носителем пластической энергии, написана Риммой Ильиной в стиле абстрактного экспрессионизма. Продолжая традиции великого американского художника Марка Ротко, автор конструирует пейзажи из сопоставления «цветовых полей» чувственно – пространственного обобщения, вовлекая зрителя в мир преображённой реальности.

Что касается раздела творчества художника «Натюрморты», а точнее сказать «Цветы», то они представляют достаточно большую группу картин экспрессионистского толка, где силуэтные особенности определённых видов растений служат композиционной структурой, вокруг которой разворачивается безудержная фантазия художника в абстрактно - цветовой импровизации.Более сотни картин посвящает Римма Ильина жанру анималистики. Художник остаётся верен своему творческому методу в создании художественного образа: крупный план, точность контура, декоративная структурность форм в сочетании с яркими цветовыми соотношениями..

Героями картин становятся домашние животные: собаки, кошки, петухи, козы и другие. Римма Ильина профессионально ориентируется в разнообразии пород животных: «Собаки всегда жили в нашем доме, к тому же я много лет состояла в клубе служебного собаководства, а это много общения с собаками, дрессировка, соревнования, выставки и моя наблюдательность. Я обожаю животных и общение с ними для меня всегда интересно и позитивно». Мир животных для искусства не менее ценен, чем мир человека. Животное, как объект изображения, наряду с другими явлениями окружающего мира, обладает визуально-воспринимаемыми параметрами, представляет собой ценностно-смысловую модель и имеет эстетическую характеристику.
Для создания контраста автор специально применяет к изображению животного композиционный приём «поясного портрета», характерный для человеческого образа и способный раскрыть внутренний мир портретируемого, его темперамент и эмоциональное состояние. Художник наделяет анималистические персонажи картин художественно-образными характеристиками, присущими людям с их поступками и переживаниями, даёт картинам дружелюбно – юмористические названия («Надёжный», «Хозяин двора», «Модный приговор», «Рыбный день» и др.). В рисунках соблюдается точность породы и лёгкая шаржированность. Красочном слой передаёт похожесть окраса модели, но без натурализма. Стилевое подчеркивание геометрических плоскостей, выделенных локальными тонами, создает некую конструктивность и праздничность изображения. Несмотря на обилие картин, в них нет повторяемости, а психологическое попадание художника в образ изображаемой модели вызывает умиление.

Подводя итог написанному, могу сказать, что многообразие творческих интересов, создание солидного количества произведений, активная выставочная деятельность характеризуют Римму Ильину как профессионального деятеля искусства. Её художественное творчество расширяет наше представление об эмоциональных возможностях живописного авангарда, будит ассоциативное интеллектуальное восприятие визуальных образов, их отражение и взаимодействие с реальной действительностью в непрерывном вечно меняющемся потоке жизненных впечатлений.