Текст о работах Художника
Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах ХудожникаТекст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника
Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах ХудожникаТекст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах ХудожникаТекст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника
Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах ХудожникаТекст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах ХудожникаТекст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника Текст о работах Художника
СТАРЖЕНЕЦКАЯ ИРИНА
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ
Ирина Александровна Старженецкая родилась 10 декабря 1943 года в Узбекской ССР в семье художников. Получила классическое художественное образование в Московском академическом художественном лицее (1962 г.) и Московском государственном академическом художественном институте им. В.И.Сурикова (1968 г.), где её учителями были Грицай, Жилинский, Шильников. С 1962 по 1985 гг. работала художником-постановщиком в театрах Москвы, Саратова, Самары, Кемерово, Хабаровска и других городов. С 1989 года реализует проекты в области церковного искусства. Член Союза художников России (1969 г.), академик Российской академии художеств (2007 г.). Имеет ряд государственных и общественных наград, в том числе – лауреат Государственной премии РФ (2000 г.).
Читать далее
Читать далее
Творческая биография
Избранные выставки:
Награды:
Педагог кафедры режиссуры драмы в ГИТИС.
Вместе с супругом, скульптором Анатолием Комелиным, создала росписи и иконостасы действующих церквей – храма на улице Большая Никитская в Москве и храма Воскресения Христова в Тарусе.
Произведения Старженецкой находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, в Государственном Русском музее, в Московском музее современного искусства, в Российском национальном музее музыки, Государственном историческом музее, Музее Людвига в Кельне (Германия), Словацкой национальной галерее, в художественных музеях Вологды, Иваново, Омска, Томска, Ярославля, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
- 1982 г. – «Аспект современного советского искусства», «Галерея Людвига» в Кельне и «Новой галерее» в Ахене (Германия).
- 1986 г. – выставка «Дмитрий Шостакович и его время" (г. Дуйсбург, Германия).
- 1991 г. – Международный аукцион в пользу жертв Чернобыля, по программе ЮНЕСКО (Франция, Италия).
- 1990 – 1991 гг. – художественные выставки «Вашингтон – Москва», «Москва – Государственная Третьяковская галерея», «Вашингтон – Библиотека Карнеги».
- 1992 г. – совместная выставка с А.Комелиным в галерее «Вест-Арт» (г. Осло, Норвегия).
- 1993 г. – Государственная Третьяковская галерея.
- 1996 г. – галерея «Манеж».
- 1998 г. – «Русская галерея» (г. Таллинн, Эстония).
- 2002 г. – «Галерея Л.Закировой» (Нидерланды)
- 2004 г. – Государственная Третьяковская галерея.
- 2004 г. – театр «Школа драматического искусства» (г. Москва).
- 2007 г. – галерея Vincent (г. Москва).
- 2017 г. – персональная выставка в Мастерской Петра Фоменко.
- 2019 г. – Храм Христа Спасителя (г. Москва).
- 2019 г. – персональная выставка в Театральном музее имени А. А.Бахрушина.
- 2019 г. – биеннале в Будапеште.
- 2023 г. – расширенная экспозиция в Зале №30, «Искусство XX века», Новая Третьяковка.
Награды:
- В 2000 г. удостоена Государственной премии РФ.
- В 2003 г. награждена медалью преподобного Сергия Радонежского Русской православной церкви.
- В 2004 г. награждена золотой медалью Российской академии художеств.
- В 2015 г. удостоена благодарности Президента Российской Федерации.
Педагог кафедры режиссуры драмы в ГИТИС.
Вместе с супругом, скульптором Анатолием Комелиным, создала росписи и иконостасы действующих церквей – храма на улице Большая Никитская в Москве и храма Воскресения Христова в Тарусе.
Произведения Старженецкой находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, в Государственном Русском музее, в Московском музее современного искусства, в Российском национальном музее музыки, Государственном историческом музее, Музее Людвига в Кельне (Германия), Словацкой национальной галерее, в художественных музеях Вологды, Иваново, Омска, Томска, Ярославля, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
О СТИЛЕ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Ирина Старженецкая апеллирует к двум традициям: с одной стороны, это смелые эксперименты с палитрой и формой, характерные для авангарда, с другой, символизм древнерусской живописи. Частый герой ее картин – время, и его признаки могут быть обозначены в названиях произведений, могут проявляться в ритмическом построении цветовых форм, рождающих тревожное чувство уходящего момента или, напротив, умиротворения от длительного созерцания. Образы полны динамики, равновесие здесь шатко, и именно поэтому оно волнует. Красота холста, открытие цветущего мира несет ощущение счастья.
Художница не просто воспроизводит средневековые формы и приемы, но сообщает им опыт современной живописи. Рисунок в пластической системе имеет самый общий характер и почти полностью погружен в цвет, линии являются лишь границами между цветовыми пятнами. Живописная материя одухотворяется, будь то материя человеческой фигуры, земли, неба, пространства, травы, дерева или цветка.
Читать далее
Художница не просто воспроизводит средневековые формы и приемы, но сообщает им опыт современной живописи. Рисунок в пластической системе имеет самый общий характер и почти полностью погружен в цвет, линии являются лишь границами между цветовыми пятнами. Живописная материя одухотворяется, будь то материя человеческой фигуры, земли, неба, пространства, травы, дерева или цветка.
Читать далее
О стиле и произведениях
Искусствовед Михаил Лазарев (из статьи «Запад Солнца»): «Будучи по природе человеком музыкально одаренным, она цвет воспринимает, как зримую музыку, как взаимосвязи и взаимодействия жизни, пытаясь перевести слуховые ощущения в зрительные... Это мир, постоянно меняющий свои состояния природы, внутреннее самосознание человека, которому не свойственны «прямолинейные» суждения и эмоции. Старженецкая – художник постоянно и поступательно развивающийся как в стилеобразующем, так и в содержательном смыслах. Её творениям свойственна большая зависимость от внешних впечатлений, лирическое начало удивительным образом сочетается с монументальностью композиций. Старженецкая всегда была сама по себе и стремилась только туда, куда её влекли некие голоса из «горних высей», посредниками которых были её художественный дар, высокое чувство нравственности и интуиция. Она никогда не слушалась ничьих советов и не оглядывалась по сторонам, давно стала «музейным» художником, хотя при её безудержном творческом темпераменте это звучит неправдоподобно. Её путь непредсказуем».
Людмила Цыплакова, Александр Цыплаков (из статьи «Ирина Старженецкая. Цвет животворящий»): «Свет в живописи Ирины Старженецкой обретает полноту своей божественной природы и действует как сила воплощающая, извлекающая из небытия все реалии нашего мира. Свет – бесконечность, движение, постоянное изменение формы, течение времени… Цвет – животворящий, освященный светом… Эти открытия Старженецкой не вписываются в существующую понятийную систему позитивистского искусствознания ХХ века. Она не философ и не богослов, но имеет право говорить об этих сложнейших феноменах потому, что ее знание о них не умозрительно, его источником является личный созидательный опыт истинного художника, которому в творчестве отрываются законы божественной гармонии мироздания».
Людмила Цыплакова, Александр Цыплаков (из статьи «Ирина Старженецкая. Цвет животворящий»): «Свет в живописи Ирины Старженецкой обретает полноту своей божественной природы и действует как сила воплощающая, извлекающая из небытия все реалии нашего мира. Свет – бесконечность, движение, постоянное изменение формы, течение времени… Цвет – животворящий, освященный светом… Эти открытия Старженецкой не вписываются в существующую понятийную систему позитивистского искусствознания ХХ века. Она не философ и не богослов, но имеет право говорить об этих сложнейших феноменах потому, что ее знание о них не умозрительно, его источником является личный созидательный опыт истинного художника, которому в творчестве отрываются законы божественной гармонии мироздания».
КУПИТЬ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА