Арт-проект композитора Михаила Чекалина
Композитор, музыкант, продюсер, художник Михаил Чекалин родился в мае 1959 года в Москве. Занимается композицией с 1973 года, является автором симфонической и камерной музыки, музыки для театра, кино, балета. «К такой музыке, возможно, пришли бы Шостакович и Айвз, если бы они дожили, чтобы получить в распоряжение оркестр, несколько сэмплеров и компьютер» (Стив Хиджиди, Zoltan’s Progressive Rock WebPage2002 США). Журналист Archie Patterson ("Eurock Distribution") писал о Михаиле: «На протяжении своего творческого пути Чекалин создал 30 с лишним произведений, охватывающий звуковой спектр от пост-попа до фри-джаза, электронной и пост-симфонической музыки. Я был ошеломлен духом и высоким творческим уровнем, воплощенным целокупностью его творчества».
Статья А. Флорковской
Проект «UNTIMELY», представленный в галерее «Винсент» по сути, отменяет привычные и по сей день границы между языками творческого высказывания – звуком, цветом, движением, словом. Эти языки служат выражению смыслов, трансцендентных искусству, но есть жесткая неизбежность в том, что ключевые смыслы могут проявиться, обрети собственное существование только в языках искусства.
Чекалин - композитор, последовательно работающий в области электронной музыки, и поли-инструментализм коренится в самой структуре его творческого мышления, сложившегося в годы, которые можно было бы назвать новой эпохой синтеза искусств, 1970-е-1980е. Его поли-инструментализм, во-первых музыкальный, связанный с возможностями синтезатора, во вторых, его поли-инструментализм тотальный.
В галерее «Винсент» живопись и графика экспонировались впервые. Лишь немногое и раньше становились достоянием публики: Чекалин оформлял с их помощью свои музыкальные диски.
В галерее работы представлены в виде полихромных принтов. Интересно сравнить их с музыкальными произведениями Чекалина, хотя такие сравнения, возможно, не совсем корректны. Но там, где композитор обращается к визуальным образам, они обогащаются спецификой его музыкального мышления. В графике он предпочитает активное цветовое пятно, экспрессивную, но твердую и ясно очерченную линию. Его образы, а это по-преимуществу образы человека: автопортреты, ню, многофигурные композиции, обычно запечатлены в сильном движении, подчинены ритмам действующего сверх-личного начала, «рока». Абстрактные работы напряженно-экспрессивны. Чекалин обычно работает фактурой крупного цветового объема, пастозным мазком, акцентируя след прикосновения и движения руки.
Образы и решения визуальных опытов Чекалина почти также расточительны, подавляюще богаты смыслами, темами, мотивами, как и его музыкальные сочинения. В проекте, представленном в галерее, музыкальное и визуальное наслаиваются, смешиваются в восприятии зрителя, претворяясь в единое аудиовизуальное произведение.